Методологические основы
понятия «бессознательное»
для анализа сновидений

Методология для определения термина «бессознательное»

ПОЛНОЕ ВИДЕО ТЕМЫ

ТЕКСТОВЫЙ ВАРИАНТ

читайте для закрепления
Постараюсь еще раз донести основную проблематику. Вам нужно опираться на центральную метафору, чтобы то, что мы пытались донести, сложилось в единую целостную картинку.

Центральная метафора заключается в следующем – у нас у всех есть в головах научная картина мира. Мы все учились в школе, а научный прогресс очень сильно внушает нам истинность научной картины мира, потому что благодаря именно науке очень сильно удалось продвинуться технологически. Поэтому мы воспринимаем научную картину мира, как истину в последней инстанции. Она в себе и подразумевает, что существует некая абсолютная истина, и она постижима.

Но парадокс заключается в том, что это так и не так одновременно. Из этого следует, что наука пытается найти различными общими теориями, описаниями и экспериментами некий универсальный ключ ко всем дверям. Из этого создаются единые теории. Они воюют друг с другом, спорят бесконечно, дают друг другу множество интерпретаций, например, того же бессознательного.

Это всё можно назвать «мыслевирусом», который ограничивает нас от познания. Если мы подразумеваем, что абсолютная истина не постижима, так как мы смотрим на мир через замочную скважину – наше восприятие. Восприятие наших органов чувств очень ограничено. Наше зрение, вкус, обоняние, тактильные ощущения - они воспринимают ограниченный спектр частот. Из этого факта следует, что мы принципиально не можем познать, как работает Вселенная во всей своей полноте даже с помощью приборов.

В связи с этим в последнее время появляются некоторые ученые, которые пытаются людям донести другую методологию познания. Не опирающуюся на то, что есть какая-то абсолютная истина, которая доступна для человеческого восприятия. Мы её назвали «эффективная картина мира».

Данная методология познания заключается в том, что есть цель, а нам нужно создать такое описание, чтобы достигнуть цели. Смотрите, у нас есть цель – «интерпретировать сновидение». А нам нужно сконструировать эффективное объяснение, что такое «бессознательное», что такое «сознательное», что такое «сновидение», и что такое «бодрствование». И мы из этой картины мира конструируем понятия, которые для нашего сознания будут просты, ясны и понятны. Если продолжать эту логику, то в парадигме этого подхода мы будем заниматься поиском и созданием уникального ключа к конкретной двери.

Таким образом мы осознаём, что истина сама по себе не постижима, и каждая новая наука, каждый новый «Эйнштейн» опровергают истину предшественника. И так происходит постоянно. Через каждые 20 лет мы получаем новое научное мировоззрение, новую научную истину. И этот процесс постоянно ускоряется.

Исходя из этого опыта, мы можем утверждать, что абсолютной истины не может быть. Мы конечно может потратить всю свою жизнь в поисках одной истины, но к годам 80-ти придёт новый учёный, который опровергнет всё, что вы пытались доказать. Чтобы этого не происходило, чтобы мы проживали более эффективно, мы под каждую свою цель подбираем свою истину. К любой цели мы будем интегрировать различные понятия, создавая максимально эффективный образ мышления и картину мира, для того чтобы в кратчайший срок достичь своей цели.

Понятия «правильно» или «неправильно» с точки зрения морали или религии мы использовать не будем. Мы будем использовать критерий эффективности достижения цели.

Продолжая эту метафору про ключ и двери. Ключ – это понятия «бессознательное», «сновидение», «бодрствование». Это ключи. Но для чего нам нужны эти ключи? Для того, чтобы интерпретировать сновидения. Мы здесь собрались для того, чтобы понять, как интерпретировать сновидения. Наше центральное базовое понятие – это понятие бессознательного. Научную картину мира мы не исключаем, мы используем её для своих целей.
научная картина мира

ВСЕ ЧАСТИ СЕМИНАРА