В момент получения психотравмы происходит распад внутренней целостности и самодостаточности на самостоятельные единицы в психике человека.
В детстве человек наполнен желанием творить, действовать, играть, познавать. Дети полностью самодостаточны, поэтому могут часами проводить в одиночестве наедине со своим воображением, играя в войнушку. Однако в момент сильного стрессового воздействия, например, нападения собаки, насилия морального или физического, у ребёнка происходит распад и разщепление первичной целостной энергии на полярные психоэмоциональные состояния. Это могут быть страх в сознательном и агрессия в бессознательном. Таким образом человеческая психика адаптируется к внешним воздействием с целью дальнейшего выживания.
Как следствие, приобретенные психотравмы в детстве фиксируют поведение человека строго определённым образом через ассоциативные цепочки травмирующих образов, хранящихся в неосознаваемой области памяти. Например, страх авиаперелетов может быть связан со страхом замкнутых пространств, который был получен, когда мама запирала ребёнка в качестве наказания в тесном чулане на несколько часов. Поэтому, когда человек попадает в похожую ситуацию (салон самолета), автоматически активированный образ тёмного чулана по ассоциативным связям запускает точно такую же нейрохимическую реакцию в теле (страх, одышка, дрожь), которую он испытывал в чулане в момент наказания.
Чтобы выйти из цикла повторяющихся ситуаций, которые возникают в настоящем, в процессе сессии клиент вспоминает первопричину — тот самый момент, когда возникла психотравма. Следующий шаг — проживание всех эмоций, ощущений, чувств, состояний, которые на момент психотравмирующего опыта были актуализированы. Проживая ситуацию в прошлом, в настоящем клиент максимально усиливает злость, потом обиду, страх и т.д. В итоге такого проживания и усиления всего психоэмоционального спектра человек, как бы переваривает застрявшие состояния, тем самым освобождается от груза прошлого и уже неактуальных программ реагирования (поведения), возвращается к первичной целостности и самодостаточности. Целостность и самодостаточность ощущаются, как спокойствие и умиротворение.